Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования
Положение о создании рабочей группы по введению ФГОС
Изменения во ФГОС ДО
Минпросвещения утвердило приказ, который вносит изменения во ФГОС ДО. Министерство изменило текст стандарта, чтобы исключить разночтения между ним и ФОП. Документ действует с 17.02.2023.
Изменения вступают в силу 17 февраля и касаются всех разделов стандарта. Ведомство соотнесло основные положения, по которым ФГОС и ФОП ДО расходились, и скорректировало пункты о ПООП.
Теперь ФГОС ДО – основа для разработки ФОП ДО и образовательной программы детского сада. Содержание программы ДОО должно обеспечивать физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности, а не как раньше «развитие личности, мотивации и способностей детей». Образовательные области следует рассматривать как направления обучения и воспитания детей, а не развития и образования. Обязательную часть своей программы согласно ФГОС ДО детские сады должны будут оформлять в виде ссылки на федеральную программу.
Названия и количество образовательных областей не измелись, а содержание каждой из них в Стандарте теперь соответствует ФОП ДО. Также авторы изменений дополнили виды детской деятельности, в которых педагоги могут реализовывать содержание образовательных областей в зависимости от возраста детей. Обновили ссылки на актуальные СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20, которым должен соответствовать максимально допустимый объем образовательной нагрузки.
Вместо двух блоков целевых ориентиров для младенческого и раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования теперь ФГОС ДО предусматривает три блока. Целевые ориентиры для младенческого и раннего возраста отделили друг от друга и внесли в текст отдельными блоками.
Все изменения в текст ФГОС ДО
Пункт ФГОС |
Как стало |
Как было |
Подп. 3 п. 6 |
Стандарт направлен на решение следующих задач: |
Стандарт направлен на решение следующих задач: |
П. 1.7 |
Стандарт является основой для: 1) разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – федеральная программа); |
Стандарт является основой для: 1) разработки Программы; |
Абз. 1 п. 2.5 |
Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и федеральной программой |
Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ |
П. 2.6 |
Суть изменений: подробнее расписали на что должны быть направлены образовательные области – социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие |
Направленности образовательных областей были изложены более сжато |
П. 2.7 |
Суть изменений: детальнее описали возможные виды деятельности воспитанников в зависимости от возраста |
Виды деятельности детей имели более общее описание и предусматривали сквозные механизмы развития – общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность |
П. 2.10 |
Объем обязательной части Программы должен соответствовать федеральной программе и быть не менее 60% от общего объема Программы; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы |
Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% |
Абз. 3 п. 2.11.2 |
Содержательный раздел Программы должен включать: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания |
Содержательный раздел Программы должен включать: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания |
Абз. 1 п. 2.12 |
Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы |
В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ |
Абз. 4 п. 2.13 |
В краткой презентации Программы должны быть указаны: |
В краткой презентации Программы должны быть указаны: |
Глава III |
Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования |
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования |
П. 3.2 |
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы |
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования |
П. 3.2.9 |
Суть изменений: заменили старый СанПиН детского сада на СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20 |
Упоминался старый СанПиН 2.4.1.3049-13 |
П. 3.5 |
Требования к материально-техническим условиям реализации Программы |
Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования |
П. 3.6 |
Требования к финансовым условиям реализации Программы |
Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования |
Глава IV |
Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования |
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования |
П. 4.6 |
Суть изменений: детальнее изложили целевые ориентиры дошкольного образования. Выделили в отдельные группы целевые ориентиры для младенческого и раннего возрастов |
Целевые ориентиры были более общими. Одинаковыми были ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте |